Каталонский кубинец
Основал торговую марку испанский предприниматель Хайме Буэнавентура Амброс Партагас и Равель. В возрасте 15 лет он прибыл из Каталонии в Гавану, преисполненный надежд стать табачным магнатом (или, хотя бы, хорошенько заработать на табаке). В августе 1831 года парень начинает воплощать свою мечту в жизнь: открывает небольшую лавку по переработке табака и нанимает несколько работников. Не оглядываясь на земляков, которые удовольствовались малым, Хайме мыслит масштабно и действует соответствующе. Его дело стремительно растет и развивается.
К 21 году Хайме становится признанным в обществе бизнесменом. Деньги, полученные с табачных лавок, он аккумулировал и пустил на покупку собственных плантаций. Да не каких-нибудь, а расположенных в регионе Вуэльта Абахо — месте произрастания лучших табаков в мире. Теперь ничто не мешало ему выпускать сигары под собственным брендом. И делал он это со всей присущей ему страстью, уделяя скрупулезное внимание упаковке, скрутке, визуальному качеству покровных листьев, и, конечно же — рецептуре.
Молодому Партагасу нужны были конкурентные преимущества. Много преимуществ. Поэтому он разработал уникальный на тот момент технический комплекс, позволявший высушивать табак всего за полгода (вместо нескольких лет, как раньше). Еще одним плюсом сушилок стало смешение ароматов разных листьев табака во время их ферментации и хранения. Что еще больше повысило ценность сигар Partsgas. Неудивительно, что с таким отрывом, Хайме просто необходима была своя табачная фабрика. И в 1845 году он покупает ее — четырехэтажное здание в одном из престижных районов Гаваны стало носить «фамилию» Partagas.
Хитрый трюк
Следующей ступенью для бизнесмена был выход на мировой рынок. Но и конкуренция там была куда выше. За пределами Кубы продукцию Partagas мало кто знал. Зато многие любители успели стать поклонниками сигар другого кубинского производителя, в частности — марки Hija de Cabanas от бренда Карбахаль (Carbajal). Именно слово «Cabanas» в Америке и Англии ассоциировалось тогда с кубинскими сигарами.
Хайме Партагас быстро сделал выводы и обратился к властям острова с предложением выдать ему лицензию на торговую марку La flor de Cabanas de Partagas. Когда лицензия была получена, предприимчивый испанец потратил еще пару лет на разработку ароматной рецептуры и представил новый бренд в 1851-м году на выставке в Лондоне. Схожесть в названиях сыграла свою роль и его линейка сигар получила золотую медаль — жюри посчитало, что это новые сигары от уже знакомого им бренда. Конечно, позже Мануэль Карбахаль подал в суд на Партагаса (и даже выиграл), но момент был упущен. Бренд Partagas начал свою мировую экспансию из Лондона, и через 10 лет эти сигары курили (и уважали) во всем мире.
Утрата Partagas
В июне 1868 года тяжело раненного Хайме Партагаса нашли на его собственной плантации. В скором времени табачный магнат скончался. Его смерть долгое время обсуждала вся местная элита — уж слишком много существовало версий о причинах покушения. Начиная с найма убийцы домом Карбахаль (которого Хайме обошел на выставке в Лондоне) и заканчивая последствиями «амурных» похождений сигарного короля. Что бы не стало истинной причиной убийства — смерть основателя компании повлекла за собой неизбежные перемены.
Увы, детям Партагаса не дано было удержать дело отца. Бизнес унаследовал сын Партагаса по имени Хосе. Но он лишь поддерживал производство. Не «болел» за него, не разрабатывал оригинальные рецептуры, не запускал новые форматы. Через 10 лет наследники Партагаса продали бизнес… Последовала череда смен владельцев и партнеров, среди которых были и довольно знаковые для бренда управляющие.
Особенно вспоминают Рамона Сифуэнтеса (слева на фото), который много сделал для развития бренда, в частности — присоединил к табачной империи Partagas несколько других сигарных брендов. Наследники Сифуэнтеса продолжили дело отца в 20-м веке, прошли череду экономических кризисов, затяжные забастовки рабочих, и множество других трудностей. А все — для того, чтобы в 1961-м году «добровольно-принудительно» передать все производство революционерам, которые в тот момент национализировали вообще всё на острове.
Бегство с острова
Говорят, сам Фидель Кастро предлагал Рамону Сифуэнтесу-мл. возглавить производство всех сигар на острове. Но наследник династии отказался и переехал в Америку. Позже он возродил бренд Partagas в Доминиканской республике, лично контролируя выращивание табака и производство. Первые сигары нового бренда поступили в продажу в конце 70-х годов прошлого века. И, в отличие от кубинских, их легко можно было купить в Штатах. Увы, иных вариантов попробовать Partagas у американцев не было: американское правительство ввело торговое эмбарго с Кубой на десятилетия.
За время существования бренда было создано более 100 форматов сигар, многие из которых стали классикой.
150-летие бренда Partagas в конце прошлого века отмечали дважды. Основная вечеринка состоялась на «Острове свободы», где встретились в клубах ароматного дыма около 300 любителей кубинских сигар (среди которых было и 30 американцев). Но за несколько дней до этого, аналогичное событие праздновали в Орландо, под предводительством компании General Cigar Co., которая отвечает за производство Partagas в Доминикане и продажу их на территории США. Таким образом, сейчас в продаже можно встретить Partagas двух школ — старой (кубинской) и новой (доминиканской). И на придирчивый вкус знатоков, различий между ними хватает.
Отличия кубинских и доминиканских Partagas.
Считается, что кубинские сигары крепче, с более жестким дымом и преобладанием землистых, ореховых, пряных и перечных ноток во вкусе. Это продиктовано тем, что все три табака выращены на Кубе, на знаменитой Вуэльта Абахо. Доминиканские же сигары — полегче, с более мягким дымом, насыщенным нотками кожи, сладкого какао и легкой землистостью. При их производстве могут использоваться смеси табаков из разных стран.
Но все равно, Partagas — это классика, которую постоянно вспоминают эксперты. Так, журнал Cigar Afficionado присудил сигаре Partagás Serie E No. 2 «бронзу» в 2016-м году. А в августе 2021-го включил Partagás Serie D No. 6 в список «13 сигар, которые нужно попробовать прямо сейчас». Но даже если «титулованные» сигары вам пока недоступны, вы можете попробовать фирменный вкус Partagas уже сегодня. Ждем вас в нашем сигарном лаунже по адресу: г. Минск, ул. Франциска Скорыны, 1. И Partagas — тоже ждет.